Претензии по договорам: купли-продажи, аренды, подряду и других

Для обеспечения защиты своих прав и интересов при заключении договора нужно подходить к вопросу его составления очень внимательно. Помощь квалифицированного юриста в составлении договора является гарантией Вашей безопасности и защиты Ваших интересов.

Однако если договор был составлен без предварительной консультации с юристом, и при его исполнении возникли проблемы Мой Семейный Юрист всегда придет на помощь и поможет разрешить любую спорную ситуацию максимально комфортно для Вас. Выход есть!

Претензия по договору – это основная форма досудебного разрешения споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

Претензионный порядок урегулирования спора осуществляется с помощью подачи претензии и получением на нее ответа с целью осуществления примирительной процедуры между спорящими сторонами.

Смысл данной процедуры состоит в том, что ответчику до разрешения спора в суде предъявляется претензия. Таким образом урегулировать разногласия возможно в добровольном порядке, что несомненно является плюсом для обеих сторон:

  • Во-первых, самостоятельное восстановление нарушенных прав не влечет за собой дополнительных расходов на рассмотрение дела в суде.
  • Во-вторых, нахождение компромисса самими сторонами договора намного быстрее ликвидирует возникший конфликт, нежели судебное разбирательство.

По общему правилу претензионный порядок обязателен в двух случаях, независимо от того будет ли это претензия по договору оказания услуг, претензия по договору купли продажи, претензия по договору аренды, претензия по договору подряда либо любому иному договору:

  • если это прямо указано в законе;
  • если данный порядок предусмотрен в самом договоре.

Несоблюдение претензионного порядка включает в себя:

  • не предъявление претензии;
  • нарушение порядка ее предоставления;
  • нарушения порядка предоставления ответа на претензию;
  • отсутствие ответа на претензию.

Неблагоприятными последствиями в данном случае может являться следующее:

  • Если невозможно доказать, что обязательный претензионный порядок был соблюден, то исковое заявление считается поданным с нарушением установленной формы, что влечет возвращение искового заявления/ оставление его без движения.
  • Когда несоблюдение обязательного претензионного порядка доказано после принятия искового заявления и возбуждения производства по делу, суд обязан оставить заявление без рассмотрения, что значительно увеличивает сроки рассмотрения дела, так как истец подает иск заново.

Поскольку сейчас идет речь о претензии в рамках договорного права, то здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Если в договоре, условия которого нарушил Ваш контрагент, оговорено отдельным пунктом, что любые споры или определенные виды разногласий между сторонами решаются путем предъявления претензии, претензионный порядок применяется обязательно, иначе исковое заявление не будет принято к производству.
  • Так как претензия является досудебным элементом в разрешении спора, то она в дальнейшем, в случае не урегулирования конфликта, будет служить доказательством в суде соблюдения Вами деловой этики и будет являться документом, который можно приобщить к материалами дела. Поэтому составлять и претензию, и ответ на претензионное письмо нужно с учетом Вашей предполагаемой позиции в судебном разбирательстве.

Закон не устанавливает каких-либо определенных критериев в написании претензии, однако в зависимости от того насколько юридически грамотно она написана во многом зависит исход спорного правоотношения. Написание претензии на практике является полезным инструментов в урегулировании разногласий мирным путем.

Без рубрики