Завершением процедуры раздела недвижимого имущества супругов, которое требует государственной регистрации, является переоформление имущества путем внесения соответствующих изменений в ЕГРП (Единый государственный реестр прав) и регистрации прав.
Эта необходимость вытекает из:
- ст.164 ГК РФ, в которой закреплено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия такой сделки наступают после ее регистрации;
- положений ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат:
- право собственности;
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления;
- право пожизненного наследуемого владения;
- право постоянного пользования;
- ипотека
- сервитуты (ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях, например, право проложить водопроводные трубы через чужой земельный участок)
- иные права.
Поэтому, заключение соглашения в простой письменной форме о разделе недвижимого имущества, и вынесение судебного решения о разделе имущества, требуют обязательное внесение изменений в ЕГРП по результатам фактического раздела и регистрации перехода прав в Управлении Росреестра. Без регистрации такая недвижимость не поменяет свой статус и останется в общей собственности супругов.
Внесение изменений в ЕГРП и регистрация перехода прав предусматривают подготовку и подачу в территориальный орган Росреестра, или филиал ФГБУ «ФКП Росреестра, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (если данный МФЦ предоставляет услуги Росреестра) следующих документов:
- заявления о внесении изменений в ЕГРП (государственной регистрации прав);
- правоустанавливающего документа — соглашения о разделе имущества (или решения суда о разделе имущества);
- документа об уплате государственной пошлины;
- документа, удостоверяющего личность заявителя. При обращении представителя необходим документ, подтверждающий его полномочия (например, нотариально заверенная доверенность). Документ представляется в подлинном экземпляре и его копии.
Федеральным Законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к вышеперечисленным документам предъявляются определенные требования, а именно:
- заявление о государственной регистрации права представляется в единственном экземпляре-подлиннике и составляется по установленным Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 №293 образцам;
- необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации сделок, наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения, (обременения) прав, представляются не менее чем в 2-х экземплярах — подлинниках;
- копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в 2-х экземплярах.
Проведенная государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав и выпиской из ЕГРП.